Дом-музей А.С. Грина в Феодосии

Когда сдаёшь текст заказчику-копирайтеру, тот правит материал, и на взгляд автора текст уже не так органичен, некоторые слова и фразы глаз «режут». И хотя мало кто из заказчиков внимательнейшим образом вчитывается в текст, мне важно выложить оригинал, ведь к статьям, мной написанным, я отношусь, как к собственным детям.

Ключевые слова и фразы выделены жирным. Мой оригинал ниже, а незначительно изменённый заказчиком текст размещён на сайте гостиницы.

Читать далее оригинальный текст про дом-музей

Дом, где расположен музей Грина в Феодосии был построен в веке девятнадцатом и в шестидесятые его планировали снести, но стараниями увлечённых людей в нём был открыт литературно-мемориальный комплекс.

Грин провёл в Крыму свои лучшие, ставшие последними для него годы, большую часть крымских лет — в Феодосии.

Дом-музей А. Грина выглядит не совсем обычно. А входа — корабельная атрибутика, а со стороны здания, которая смотрит в сторону моря декоративное панно — барельеф бригантины. Огромное, во всю стену. Так что, если фотографироваться на её фоне, а такое желание возникает сразу, то вы окажетесь чуть выше орудийных портов корабля, а фотографу придётся отойти достаточно, чтобы весь бриг вошёл в кадр. Очень красивое зрелище. Вечером панно подсвечивается фонарями снизу.

Якорь, «выброшенный» со стороны фасада здания, чуть далее вход в музей, и посетитель попадает в романтический гриновский мир, в котором с порога его встречает карта гриновской страны — Гринландии.

Гринландия — придуманная страна, где стоят города и живут герои гриновских книг. Названия городов и имена героев сказочно фантастичны. Эта страна — собирательный образ из многих произведений Грина и, что интересно, в книгах Грина такого слова не найти. Уже после смерти писателя предваряя своей статьёй выходивший в печать сборник рассказов Грина (судьба гриновских книг так же сложна, как судьба самого писателя, книги в разные годы то печатали, то нет) известный литературовед Зелинский придумал эту страну в 1934 году.

Создатели дома-музея рассчитали масштаб воображаемой страны по гриновским произведениям и воплотили её в объёмном панно на стенах.

Все комнаты музея названы романтично, и следующая после Гринландии комната, куда поведёт экскурсовод называется Трюм Фрегата. Портрет Грина над дверью, корабельные канаты на стенах и по периметру дверного проёма, корабельные фонари, силуэты парусников, в них чувствуется стремительность и лёгкость, да, посетитель попал в мир писателя, мир, где органично соседствуют реальность и вымысел…

В следующей комнате, Каюте Странствий, рассказ о юности Грина в фотографиях и документах того времени, атрибутика — часы, какие ставились тогда в зданиях вокзалов и в почтовых отделениях, керосиновые лампы, шарманка, которая была подарена молдавской киностудией.

Позже, когда юность закончилась, и Грин нашёл себя, поняв, что есть его мечта и что ему не хватает для счастья, начался его литературный путь. Публиковать рассказы в журналах, сначала под сторонним псевдонимом, позже под псевдонимом «А.С. Грин», образованным непосредственно от его фамилии Гриневский, он начал в 1906 году, но первое произведение, в котором начала оформляться Гринландия появилось в 1910 году, корабль в сказочной романтической стране был клиппером, поэтому следующая комната называется «Клипперная» или «Кают компания» и символизирует первые написанные произведения, предваряя их рассказом о периоде жизни Грина перед писательством, интересным, как всё в жизни Грина и важным, так как в это время произошло событие, натолкнувшее Грина на путь писательского счастья.

В оформлении заметны корабельный люк, смонтированный на потолке, в который вылетал один из героев гриновских произведений, на окнах решётки, как в трюмах старинных парусников…

В Клипперной показаны служба писателя в царской армии, знакомство с эсерами и революционная деятельность, первая безответная любовь, случившаяся на этом фоне, накал страстей был такой, что Грин выстрелил в неё во время выяснения отношений, вторая любовь, ставшая Грину первой женой, этапы литературного пути, включая этапирование в ссылку…

Следующая комната в доме-музее Александра Грина — Ростральная.

Морская дева — хранительница корабля, грандиозно, мощно «вплывает» в комнату, а на бушприте висит корабельный фонарь и модель с алыми парусами. Эта комната посвящена сказочно-романтической феерии, а также этапу творчества писателя в годы революции и его знакомству с третьей женой.

Второй брак Грина был мимолётным… Однако тогда Грин приступил к «Алым Парусам», а вторая жена Мария Долидзе закрывала буфет в своём доме, наказывая мужа за то, что Грин зарабатывал мало… Уже этого достаточно, чтобы развестись, и в «Алых парусах» есть фраза о том, что не надо читать книгу, если она скучна, досматривать неинтересный фильм, и стоит скорее покидать людей, если они тебя не ценят…

Это пока ещё питерский период творчества Грина, суровые годы революции, когда Грин насторожен — не таким он представлял новый реальный мир. Мрачные предчувствия Грина передаёт рассказ «Дикая роза». Фотографии, документы… Грин снова в армии, с рукописью «Алых парусов» (тогда ещё название не было окончательным, были другие варианты), работать над ней он не мог, но рукопись «согревала» Грина. Вскоре он тяжело заболевает тифом, пишет письмо о помощи Горькому (письмо представлено в экспозиции музея), Горький помогает ему, прислав еду и чуть позже помогает Грину найти писательскую работу. В экспозиции Феодосийского музея Грина показаны фотографии Дома Искусств, где проживал Грин и его обитателей — известных и не очень писателей того времени. Посетитель увидит рукописи «Алых парусов», фотографии супруги Грина, которой посвящена феерия.

Каюта Капитана показывает жизнь и творчество в Феодосии.

Именно в этой комнате была написана «Бегущая по волнам». Комната оформлена как каюта капитана из этого романа с соответствующим антуражем, в дополнение к нему завораживающие иллюстрации Саввы Бродского, они точно передают тонкий психологизм произведений Грина.

В каюте вся крымская жизнь: приезд в Феодосию, дни в гостинице «Астория», далее в съёмной комнате с клопами, но у доброй хозяйки, покупка квартиры, счастливые четыре года жизни… Но Грин отказывался писать о современности, его печатают всё меньше, семья продаёт квартиру, а позже переезжает в городок попроще — Старый Крым. Нужда страшная — из еды только хлеб плохого качества, неудавшиеся огурцы и лук… Грин тяжело заболел, оказалось, неизлечимо для тех лет — рак…

Посетители увидят также рабочий кабинет писателя, восстановленный по воспоминаниям и архивным фотографиям. Обстановка в нём поразительно скромная…

Последняя комната в доме-музее, которую показывает экскурсовод в рамках экскурсии — «Корабельная библиотека».

В ней книги, много книг, выпущенных в разные годы и на разных языках, включая японский. Шеститомники, иллюстрированные Саввой Бродским, от иллюстраций которого не оторваться, книги тридцатых годов, всё же начавшие печататься, уже после смерти Грина, в том числе благодаря письмам литераторов, представленным рядом.

И интересная возможность для посетителей, желающих глубже познакомиться с Гриновским миром — в музее можно приобрести книги, вышедшие в Феодосии. Есть среди них уникальные, например, недописанный Грином в свои последние годы в Старом Крыму роман «Недотрога». Специалисты собрали материалы романа, соединили их, создав художественно-логическую связь…

Есть книга воспоминаний о Грине, мемуары первой жены, её переписка с семьей Грин.

Творчество Александра Грина многогранно — в начале века он писал басни, стихи, фельетоны. Вышла книга детективов Грина, её также можно приобрести.

Режим работы музея Грина в городе Феодосия с октября по июль — с 9 до 17, а понедельник и вторник дни выходные. Цена билетов различна для взрослых, учащихся и пенсионеров, в музее также проходят отдельные выставки, например, художников. Цена билетов для взрослых в начале 2018 года начинается от 150 рублей.

Этот материал написан 21 февраля 2018 года.