Литва. 1949 год. Ресторан. Публика, в основном военные и их подруги. Аргентинское танго на аккордеоне играет молодой мужчина. Рядом на низком подиуме поёт красивая женщина в тёмно красном платье. По виду роковая.

Уйдёшь… И не возвращайся, Забудь… Что тебя я любила, Слова… Что ты говорил мне, Я их… Давно позабыла. Любовь… Что похожа на пытку, Любовь… Что не терпит измены, Она… В моём сердце сокрыта, И мне… Не найти ей замены.

Эта песня, звучащая в самом начале во многом отражает суть отношений главных героев большую часть фильма, и, возможно, они не были бы так пронзительны, если бы не трагический период истории наших стран, включающий не только войну, но и послевоенные годы.

Их взгляды встретились на балтийском пляже в довоенное время, когда они были ещё детьми. Вскоре они познакомились и подружились благодаря трагическим для него обстоятельствам. Он чудом избежал смерти. Война. Макс и Лайма.

– Запомни, я выбрал тебя, понимаешь… Навсегда…,-

Сказал он, но вскоре не смог её защитить, ибо обстоятельства были сильнее детей. Итогом конец детской дружбы, обида с её стороны на всю жизнь, чувство вины у него. Разделённые по воле Лаймы во время войны, после её окончания они помимо воли Макса становятся территориально ещё дальше.

Но он возвращается в 1949 году. Подавляющая часть населения не любит советскую власть, Лайма в их числе. Идут массовые депортации литовцев эшелонами в Сибирь. Лесные братья – партизаны, воевавшие с немцами, теперь мстят русским. С подпольщиками идёт война.

Это основные события, на фоне которых разворачиваются их отношения, страстные, но болезненные. Он вернулся,  она его не принимает, к обиде родом из трагических событий детства добавились разногласия в оценке происходящего вокруг. Хотя Макс по началу нейтрален к происходящему, ему нужна только Лайма, трагические события из его детства, которых на его долю выпало больше, чем ей, заставляют его принять активную гражданскую позицию, полностью противоположную позиции Лаймы. Но любовь лишь сокрыта в её сердце, любовь не умерла.

 

У фильма было несколько вариантов названия. Чужой, Угольщик, Балтийское танго.

Чужой – это Макс, главный герой. Он чужой для литовцев, он чужой для Лаймы.

Угольщик – отец Лаймы. Он не любит евреев, он сотрудничает с фашистами, вначале лишь подвозя им уголь… Но он помог еврейскому мальчику Максу избежать смерти. Угольщик объясняет причину своего антисемитизма. Объяснения эти очень похожи на объяснения немецкого офицера-аристократа из фильма «Рай» Андрея Кончаловского, вышедшего на российский экран на полгода раньше.

С фильмом «Рай» роднит и тема Холокоста, очень ярко показанная в начале картины, и отсутствие морализаторства. Сложные, болезненные любовные линии также присутствуют в обоих фильмах. Оба режиссёра остаются над схваткой человеческих сущностей в цунами истории, подхватывающих, крутящих и сталкивающих людей как щепки.  В остальном «Рай» и «Холодное танго» фильмы абсолютно разные, но оба пронзительные.

Лайма ( Юлия Пересильд ) – безусловно, самая ярко горящая человеческая сущность. Тонко, со всеми нюансами сыгранная роль роковой женщины в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её героиня натура экспрессивная, смелая, сексуальная, знающая себе цену.

Не менее хорошо представлена и Лайма в детстве ( Ася Громова ). Характер, женскость во всём её многообразии уже видны в её роли.

Никого из актёров нельзя обделить здесь заслуженной похвалой. Дебют Елисея Никандрова ( Макс в детстве ) тоже великолепен. Все сложные чувства, выпавшие на долю ребёнка воспроизведены точно. То же можно сказать про Карину Каграманян (Лия, сестра Макса ), для которой «Холодное танго» уже пятый фильм в карьере.

Я не буду писать про игру каждого актёра, великолепно сыграли свои роли все.

Фильм очень чувственный, динамичный, достоверный во всех смыслах. С первых кадров Павел Чухрай задаёт такой темп, что скучать не приходится ни секунды, эмоции сменяют друг друга. После сцены Холокоста в самом начале фильма чувственность обостряется до предела, до слёз… С включённым обострённым восприятием ( спасибо режиссёру ! ) лишний раз понимаешь, что в жизни кроме откровенных добра и зла, в основном – полутона, у разных людей разная степень их смешения, разная степень компромисса.

История любви так органично переплетается с историческими событиями в фильме, как бывает только в реальной жизни. И всё одинаково важно для восприятия. Много, очень много неудобной исторической правды и в кадрах и в разговорах персонажей.

Фильм, в котором очень точно показаны живые люди, как они есть, с их достоинствами и недостатками. На темном, мрачном фоне истории это проявляется особенно ярко.

Любовь… могла бы быть счастливой, если бы не жернова истории, в критические свои моменты перемалывающие жизни людей, иногда оставляя людям жизнь, но отбирая счастье взамен.

… – впрочем, у кого оно есть ?,-

говорит Таратута, комендант городка, устами Сергея Гармаша. Таратута, которого сталинский тоталитаризм пожевал, пожевал, да и выплюнул.

И пусть сокрытая в сердце Лаймы любовь пробьётся на поверхность лишь несколько раз, по другому не может её израненная душа, это стоит увидеть… Как и всю остальную экспрессию роковой женщины в фильме.

кадр поцелуя из фильма холодное танго
Поцелуй. Кадр из фильма “Холодное танго”

– Не ты меня выбрал… Это я тебя выбрала.-

это правда жизни, в которой хватает случайностей, иногда они дают возможность надежды на счастье, иногда её отнимают… Впрочем, надежда умирает последней.

– Ничего уже нельзя изменить… Не мы решаем…
– Да, мы только уголь подвозим…,- вырывается у Макса
– Что ?
– Да так, ничего…

 

От Weblicator